Торжество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 год
Храмы и природа монастыря Свято-Михайло-Афонский монастырь Храмы и природа монастыря
  • 1877-2012
  • Главная
  • Братия
  • История
  • Фото
  • Видео
  • 135 лет
email mihailov-monastir
@yandex.ru
phone8-928-466-03-58
отец Михаил
СМАП. Новости
Добавлено: 07.03.2017 г.

Торжество Православия. Первая неделя Великого Поста

В первый воскресный день Великого Поста Вселенская Церковь празднует день Торжества Православия — в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году.

Торжество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 годТоржество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 год

В этот воскресный день духовенство обители, во главе с игуменом Герасимом, совершили Божественную Литургию Василия Великого, за которой причастились Святых Христовых Тайн и приподали Святые Дары братии и паломникам.

После Литургии было совершено Последование Недели Православия. В этом особом молебном чине Святая Церковь особо торжественно провозглашает Символ веры словами: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Где нет православия, там нет спасения.

Православная Церковь — корабль спасения.

Православие есть истинное Богопозиание и Богопочитание. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения.

Наша вера потому называется апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит в себе все, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании.

Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов, святых отцов Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих — мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

Существеннейшая черта нашего Православия заключается в том, что христианство для него является не теорией, а самой жизнью во Христе, по заветам евангельским и церковным установлениям.

Основу этой веры составляет сердечная, глубокая, живая вера в Живого Триипостасного Бога — Творца неба и земли, Вездесущего, Всевидящего, Всемилостивого, всегда готового нас обличить (через укоры нашей совести), и прийти к нам на помощь (через нашу молитву), и ниспослать благодать любви и прощения (через Таинства).

Второй основой нашего Православия является вера в Иисуса Христа как Сына Божия и Искупителя мира. Вера в то, что Он вместе со Святым Духом (и не без участия Отца Небесного) и призывает, и освящает, и просвещает, и умудряет нас ко спасению, соединяясь с нами в Таинстве Святого Причащения.

Третьей основой нашей Православной веры является вера в будущую, загробную жизнь, в единство Церкви земной и небесной, в ходатайство за нас Богоматери и всех угодников Божиих.

Четвертой основой являются наша христианская любовь, братство и милосердие друг ко другу как членов единой семьи, единого тела — Церкви Христовой.

Пятой основой является она сама — эта Церковь Христова, ее Священное Предание, ее установление, богослужение. Таинства, обряды, творения святых отцов, постановления и правила Вселенских и Поместных Соборов и весь многовековой благодатный опыт жизни во Христе и ее руководства ко спасению своих верных чад. Зиждительной силой Церкви является Дух Святой, со дня Пятидесятницы живущий в ней.

Всем нам, братие и сестры, полезно время от времени проверять себя, православны ли мы, удовлетворяем ли требованиям, предъявляемым нам Матерью-Церковью.

Торжество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 годТоржество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 год

А накануне воскресного дня, в субботу, по окончании Всенощного Бдения, в обители свершилось радостное и очень значимое событие для монастыря. По ходатайству наместника монастыря игумена Герасима и с благословения управляющего нашей Епархией Владыки Тихона, в обители совершен иноческий постриг. Чин пострига над послушниками из числа братии с наречением новых имен, совершил сам настоятель обители игумен Герасим. Примечательно, что этими же ножницами, которыми был совершен этот постриг, был совершен и один из первых постригов в 2002 году в возрожденной обители, а именно постриг нашего настоятеля игумена Герасима (17 марта будет ровно 15 лет со дня пострига).

Имена братии нарекли в честь преподобных мучеников из числа 34 Валаамских мучеников: Киприан, Корнилий, Геласий, Нифонт, Иона, Савва.

Торжество Православия. Первая неделя Великого Поста, 2017 год

Преподобномученики Валаамской обители (память 20 февраля/5 марта по н. ст.).

В течении своей многовековой истории Валаамская обитель, находившаяся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523-1560 гг.) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращённых лютеран — которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова), «пылали ещё фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере» — преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь.

20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена с пометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены в синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, который не был запечатлён кровью подвижническою.

В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назария сподобился видения неведомых черноризцев: «они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе».

С благословения игумена Дамаскина в день мученичества 34 иноков, 20 февраля (4 марта н. ст.) в Валаамской обители ежегодно совершалась Божественная Литургия «о вечном покое их», с которой пелась и соборная панихида.

Причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.



* В статье приводятся фрагменты проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и святителя Игнатия (Брянчанинова).