Из истории монашества на Кубани
Храмы и природа монастыря Свято-Михайло-Афонский монастырь Храмы и природа монастыря
  • 1877-2012
  • Главная
  • Братия
  • История
  • Фото
  • Видео
  • 135 лет
email mihailov-monastir
@yandex.ru
phone8-928-268-26-60
отец Варлаам
phone8-928-466-03-58
отец Михаил
Вступительное слово. Конференция памяти Великого Князя Михаила Николаевича
Игумен Герасим

Из истории монашества на Кубани

Фото 33История монастырей на Кубани уходит в глубину веков, в Тмутараканское княжество. Вскоре после крещения Руси при покровительстве князя Мстислава Владимировича, сына святого равноапостольного князя Владимира, на Тамани была сооружена церковь во имя Пресвятой Богородицы, а трудами преподобного Никона - монастырь. После падения Тмутараканского княжества монастырская жизнь прерывается, но христианство не исчезает благодаря миссионерским усилиям Византии. С конца ХVII века на Кубани начинают селиться казаки. Но официально возрождение Православия начинается только после присоединения правобережья Кубани к России (1783) и заселения этих земель черноморскими и донскими казаками.

Дeло в том, что большинство черноморцев были холостыми. На прежней родине, в Запорожской Сечи, одинокие казаки (их называли сиромы) заканчивали свой жизненный путь в Спасо-Преображенском Киево-Межигорском во имя св. Николая монастыре. Этот монастырь находился в 20 верстах от Киева и считался главной святыней запорожского казачества. По преданию, он был основан греческими монахами, прибывшими в 988 году вместе со св. Михаилом, первым киевским митрополитом. 10 апреля 1786 года обитель была закрыта согласно указу о преобразовании монастырей в Малороссии. В 1787 году оставшиеся межигорские монастырские постройки сгорели до основания (восстановлен монастырь был лишь в 1884 году). Поэтому создание обители в Черномории стало жизненной необходимостью. Кошевой атаман З. А. Чепега и остальное руководство войска откликнулись на просьбы казаков. В начале 1794 года на общем собрании старшин в Екатеринодаре было решено просить Св. Синод о разрешении учредить в войске Черноморском на войсковой счет монастырь. А в августе 1794 года последовал указ Екатерины II о создании обители: "Снисходя на прошение нашего верного войска Черноморского войскового правительства и старшин всемилостивейше позволяем в селениях сего войска в избранном ими месте устроить монашескую пустыню, в которой бы престарелые и раненые на войне казаки по богоугодному желанию своему могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнию ..."

Ею стала Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская общежительная мужская пустынь. Пустынь назвали в честь св. великомученицы Екатерины - небесного покровителя императрицы Екатерины II - за ее милость и в память о Межигорском Николаевском монастыре. Обитель располагалась на северном берегу Лебяжьего лимана, на двух небольших полуостровках. Именно туда, по прошению войскового атамана Т. Т. Котляревского, была передана ризница и библиотека Межигорского монастыря. В 1809 году в трех верстах от Екатерино-Лебяжской пустыни была основана киновия для престарелых и увечных казаков.

Создание монастырей в Кубанской области имело свои особенности. Главной из них являлось основание сословных казачьих монастырей, что закреплялось юридически. Для получения разрешения на устройство монастыря на войсковой территории необходимо было пройти несколько инстанций в военном ведомстве: вначале прошение адресовалось командующему войском, потом главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом (с 1857 года Кавказской армией), который в свою очередь обращался в военное министерство, а оттуда прошение доводилось до обер-прокурора Св. Синода и утверждалось императором. Если монастырь возникал не на войсковой земле, то процедура не была такой сложной и затяжной. В конце XIX и в начале ХХ века новые монастыри и женские общины в Кубанской области создавались лишь по указу Св. Синода, без последующего утверждения императором. Такое право Св. Синод имел тогда, когда обитель учреждалась без назначения окладов содержания из казны.

Другой особенностью было то, что войсковая земля, на которой располагались монастыри, находилась в общинной собственности и не подлежала отчуждению в чью-либо пользу. Это приводило к противоречию между законом «Об имущественных правах монастырей» и земельным правом, существовавшим у казаков. В начале ХХ века все монастыри Кубанской области, кроме Марие-Магдалинского, были заштатными, существовали в основном за счет собственных доходов и пожертвований и не пользовались содержанием из государственной казны.