mihailov-monastir
@yandex.ru 8-928-466-03-58
отец Михаил |
Да исправится молитва моя Да исправится молитва мояТолько в дни Великого Поста в православных храмах совершается особое богослужение называемое Литургией Преждеосвященных Даров. Есть молитва, которая в эти великопостные дни поётся так, как не поётся в другое время года. Обычным порядком она поётся на каждой вечерне - как на будничной, так и на праздничной, в течение всего года; эта молитва знакома всем верующим и начинается она словами: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…" За литургией Преждеосвященных Даров эта молитва, после того, как она пропета обычным порядком, несколько позднее снова, многократно, поётся, перемежаясь с пением стихов, взятых также из псалтири. Послушайте как возносит эту молитву наместник Свято-Михайло-Афонского монастыря игумен Герасим в алтаре Свято-Троицкого храма пред Святым Престолом. Игумен Герасим. Да исправится молитва мояПояснения митрополита Филарета (Вознесенского) к этой молитве"Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…" Слова "да исправится" здесь не значит "пусть будет исправлена, поправлена" - нет. Они употребляются в том смысле, как, например, говорится про человека, что "он исправляет свои обязанности, свою должность"; это не значит, что он что-то поправляет, а говорится в том значении, что он выполняет свои обязанности исправно - регулярно, твердо, обычным заведенным порядком. Так и тут. Мы молимся "да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою" - т.е. пусть выполняется, пусть совершается молитва моя, яко кадило пред Тобою. Какое понятное и красивое сравнение: всякий знает, как поднимается из кадила кверху благоухающий ароматом кадильный дым. Вот так должна возноситься молитва христианина: "горе", к Престолу Божию. Но, к сожалению, молитвы наши часто не возносятся "горе" к Богу, - а стелятся по земле, в нашем равнодушии, нашей холодности. А потому и молимся мы о том, чтобы молитва наша возносилась к Богу как благоуханный дым из кадила. "Яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…" В древности часто молились, воздевая - поднимая руки кверху, указывая на стремление души человеческой "горе", к Престолу Всемогущего Господа; так и теперь в некоторые моменты во время молитв, как вы знаете, священнослужители молятся, воздевая руки вверх. Слова "жертва вечерняя" - указывают на то, что молитва поется за вечерним богослужением. Дальше поются слова, которые понятны. "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми (т.е. внимай) гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе (внимай, когда я буду взывать к Тебе, услыши меня) услыши мя, Господи". И затем идут слова из псалмов, которые поются на литургии Преждеосвященных Даров: "Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих". О чем мы тут молимся? В молитве Ефрема Сирина, столь часто повторяемой за великопостным богослужением, мы молимся, чтобы Господь устранил от нас духа празднословия, чтобы были связаны грехи языка, и вот опять, напоминая нам об этом, Церковь молится за каждого из нас, чтобы Господь Сам положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устнах наших - ибо так важно беречься от грехов языка. И отсюда мы одновременно видим, что только Господь может положить это "хранение" на наши уста. Как нелегко человеку воздержаться от грехов языка, как трудно бороться ему с этим грехом без помощи Божией, - нам разъясняет св. Отцы Церкви. Пока человек не начал борьбы с каким-либо грехом, он не понимает, насколько крепко этот грех держит его в своих когтях, а как только начнет борьбу с этим грехом - так сейчас же чувствует, что он - во власти этого греха, и что без помощи Божией ему нечего и думать о том, чтобы этот грех победить. Вот что говорят о грехах языка святые Божии угодники - люди, отдавшие всю свою жизнь подвигу, постоянно себя строго контролирующие, постоянно себя очищавшие. Великий подвижник, наставник монахов, известный в древности своею мудростью - преподобный Пимен Великий, беседуя однажды со своими учениками, и читая Евангелие, прочитал им слова Спасителя: "Глаголю вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, они дадут ответ в день судный. Потому что, - пояснил Господь, - от слов своих оправдаешься, и от слов своих осужден будешь". Прочитав эти слова, Авва Пимен сказал ученикам: "Чада мои, где уж нам оправдаться от наших слов; чтобы не быть осужденными, - будем лучше молчать". А другой подвижник - Агафон Великий, 3 года носил во рту камень, чтобы приучить себя молчать. Когда язык хотел что-нибудь сказать, - камень напоминал, что, быть может, лучше помолчать или, во всяком случае, сначала, как следует, подумать. Авва Арсений Великий перед смертью так говорил своему ученику: "Сын мой, скажу тебе, - сколько раз я каялся в том, что говорил, и ни разу не раскаялся в том, что промолчал". И преподобный Сисой Великий - подвижник, который силой своей молитвы воскрешал мертвых, так говорит своему ученику: "Сын мой, вот уже 20 лет, как я ежедневно утром и вечером молюсь: "Господи Иисусе, защити меня от языка моего, я ничего с ним сделать не могу!" Вот как держится этот грех за сердце человека. Вот потому и молится церковь: "Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих", чтобы не вылетала из них празднословная, лишняя, грешно осуждающая речь. И дальше к этим словам добавляются слова, которые далеко не все понимают: "Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех". Имейте ввиду - прежде всего, что слово "вина" по-славянски имеет иное значение, нежели по-русски. По-славянски оно означает извинение, оправдание; "непщевать" — значит придумывать, изобретать. Поэтому, слова "не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех" - означают: не уклони меня в такое лукавство (когда я буду каяться), - не допусти, чтобы я стал придумывать, изобретать оправдания своим грехам… А как часто бывает, что человек говеющий и пришедший уже на исповедь пред Крестом и Евангелием, себя духовно обкрадывает, лишая себя истинного покаяния. Вместо того, чтобы истинным, искренним покаянием заслужить у Господа бесконечную милость, - он сам себя начинает оправдывать. Говоря о каком-либо грехе, он непременно придумывает смягчающие мотивы, стараясь как бы оправдать себя. И это, к сожалению, бывает очень часто. А святые угодники учили: не оправдывай себя сам, а то от Господа оправдания не получишь. Так вот, нужно бояться того, чтобы не придумывать оправдания своим грехам. А то бывает такое впечатление, что человек на исповедь пришел, но боится, чтобы батюшка не счёл его уж очень большим грешником, и поэтому исповедуется с опаской, как бы о себе слишком много не наговорить, не сознавая того, что этим он отнимает всякую цену у своей исповеди и у своего покаяния. Мало этого. Бывает, к сожалению и так, что человек на исповеди сознательно утаивает грехи. Такой человек лучше бы на исповедь не ходил; пусть он запомнит, что, в случае, если человек идет на исповедь с намерением хоть один грех на исповеди скрыть, утаить, - то он ни в одном грехе прощения не получит, и прибавит ко всему этому ещё один, но более худший грех. Великий знаток жизни и человеческого сердца Блаженный Митрополит Антоний грозно предупреждал: "лгущие на исповеди обыкновенно кончают свою жизнь самоубийством". Поэтому берегитесь утаивать грехи, ибо, по указанию Владыки Антония, многие и многие случаи из так называемых "неразгаданных" самоубийств тем духовно и объясняются, что человек солгал на исповеди, надругался над благодатью Св. Духа, Всеведущего Бога пытался обмануть, и этим самым вверг себя в бездну погибели и окончил жизнь самоубийством - страшным Иудиным грехом. Будем помнить это, возлюбленные. Аминь. |
|