Добавлено: 03.02.2015г.
Икона Божией Матери «Отрада или Утешение». Преподобный Максим Грек.
![Иконы на аналое Иконы на аналое](/new_news/0642-Otrada/Ikony-na-analoe-s.jpg)
Свято-Михайло-Афонский монастырь имеет особую духовную связь со Святой Горой Афон и всегда особо чтит память Афонских святых и святынь. Вот и сегодня 3 февраля в день памяти преподобного Максима Грека и иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» в обители праздник. И во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия наместник монастыря Игумен Герасим в проповеди рассказал собравшимся людям о непростой судьбе преподобного Максима Грека, незаслуженно пострадавшего от наших соотечественников, и о удивительном событии произошедшем в афонском монастыре Ватопед, после которого и явилась икона Пресвятой Богородицы «Отрада» или «Утешение». Батюшка поведал нам и о том, что в нашем монастыре находится точный список (уменьшенный) Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада» или «Утешение», приложенный к самой чудотворной иконе, которая и поныне находится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Также в обители находится икона преподобного Максима Грека с частицей его святых мощей. После проповеди все насельники и паломники монастыря приложились к этим святым иконам, предлежащим на центральном аналое, и игумен Герасим каждого помазал освященным елеем. Далее богослужение продолжилось своим чином. После утрени были прочитаны часы и совершена Божественная Литургия.
Икона Божией Матери «Отрада или Утешение».
![точный список (уменьшенный) Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада» или «Утешение» Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»](/new_news/0642-Otrada/Vatopedskaya-Otrada-Uteshenie-s.jpg)
События эти происходили IX веке. В то время монастыри святой горы Афон и живущие там монахи часто подвергались нападениям пиратов и разбойников, поэтому ворота в монастырь на ночь закрывались, а братия монастыря дежурила на стенах, чтобы предотвратить возможные нападения. Вот и 21 января 807 года шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
После утрени, когда братия монастыря стала расходиться по кельям для временного отдыха и в церкви остался один настоятель монастыря, который и услышал от стоящей вблизи иконы Божией Матери женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, обернувшись к игумену двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона на Афоне стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.
Преподобный Максим Грек (около 1475–1556).
![Преподобный Максим Грек. Икона с частицей мощей. Преподобный Максим Грек](/new_news/0642-Otrada/prp-Maksim-Grek-s.jpg)
До принятия иночества в Ватопедской обители на Святой Горе Афоне преподобный Максим Грек получил блестящее образование, много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах. Поэтому когда великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 - 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах привезенных его материю, Софий Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека, выбор пал именно на инока Максима, который и по возрасту наиболее подходил для этого послушания.
По прибытии в Москву ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Вслед за переводами книг последовало и иное поручение – заняться редакцией и исправлением богослужебных книг. Кроме этого преподобный Максим не боялся обличать власти и русское монашество, когда видел уклонения от спасительного пути установленного Вселенской Православной Церковью. Так оказавшись втянутым в спор стяжателей и нестяжателей по вопросу монастырского землевладения, Максим принял сторону последних. Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, не смолчал и на этот раз. В своем послании государю он убеждал его не покоряться страстям плотским. По глубокому убеждению Максима Грека, самодержец – тот, кто умеете держать самого себя в руках, охраняя себя от 3 греховных страстей – «сластолюбия, славолюбия, и сребролюбия».
Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь.
Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.