Добавлено: 02.02.2015г.
Неделя о мытаре и фарисее.
В воскресенье 01 февраля 2015 года братией Свято-Михайло-Афонской пустыни в Свято-Троицком храме была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил наместник монастыря игумен Герасим. Этот воскресный день носит название "Неделя о мытаре и фарисее" и полагает начало приуготовительным дням к Великому Посту. Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14). Вот и игумен Герасим в проповеди рассказал всем собравшимся в храме о том, что несет в себе этот короткий, но полный глубокого смысла и назидания рассказ Спасителя. Батюшка также рассказал, как нам должно подготавливать себя к поприщу Великого Поста, на что особенно обратить внимание. Игумен Герасим напомнил нам и о самом Великом Посте и его значении в жизни каждого православного христианина.
В субботу вечером на всенощном бдении сразу же за радостным пением Воскресной Песни и последующего 50-го псалма, погасли светильники, храм погрузился в темноту, игумен Герасим, вся братия, а затем и паломники опустились на колени и зазвучала умилительная молитвенная песнь:
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен:
но яко щедр, очисти
благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя Богородице,
студными бо окалях душу грехми,
и в лености все житие мое иждих:
но Твоими молитвами
избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя Боже,
по велицей милости Твоей,
и по множеству щедрот Твоих,
очисти беззаконие мое.
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный,
трепещу страшнаго дне суднаго:
но надеяся на милость благоутробия Твоего,
яко Давид вопию Ти:
помилуй мя Боже по велицей Твоей милости.
Внемлим же словам святителя Феофана Затворника:
С нынешнего дня начинается Триодь постная. Се начинает веять постом! Надобно готовиться к сретению его, и не к нему только, но паче к тому, для чего установлен пост, — к покаянию и исправлению жизни неисправной. И вот вы слышите умиленную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»
Отверзи двери покаяния! Кто же их затворил?! Они отверсты крестом: стоят и будут стоять отверстыми для всех людей, пока стоит мир, а для каждого из нас — пока есть дыхание жизни в ноздрях наших.
Так; отверсты двери милосердия Божия — и кто затворит их? Но вход к сим дверям проведен чрез другие двери — двери сердечного болезнования и сокрушения. Надобно прежде пройти сии, чтоб потом войти в те. Возболезнуй и сокрушись, и Господь примет тебя!
Сокрушись — а сердцу не сокрушается; возболезнуй,— а оно не хочет болезновать. И вот запертый в себе человек окамененьем сердца и, не имея сил совладеть с собою, вопиет к милосердому Богу: «Покаяния отверзи ми Жизнодавче!» Твоя дверь всегда отверста Господи, но моя — заперта, и нет мне выхода! Моего окамененного сердца дверь отверзи мне сокрушением, чтоб мне выйти к Тебе и войти в двери милосердия Твоего!
Внемлет Господь воплю человека бедствующего, и дает ему познать, как надобно действовать на себя, чтоб отворилась дверь сердца его. Вчера пели мы: «Покаяния отверзи ми двери»; ныне, в ответ на то, слышим от Господа притчу о мытаре и фарисее. В следующее воскресенье, в ответ на ту же песнь, услышим притчу о блудном сыне. Далее с тою же целью приведется нам на память картина Страшного Суда и падение первозданных прародителей наших. Господь говорит как бы нам; «Действуйте по указанию истин, возвещаемых вам сими евангельскими сказаниями, и, может быть, достигнете того, что отверзутся наконец двери сердца вашего сокрушением». Чает Он, что как молот тяжелый, ударяя о камень, разбивает его и умельчает, так и истины сии, одна другой поразительнейшие, сокрушат, наконец, окаменение сердца нашего, извлекут из него вопли раскаяния и выжмут слезы умиления.
Войдемте же, братие, в намерения Божий и последуем спасительным указаниям Господа милосердого.
Изменяет сердце Господь; но нам и самим надобно подвигать и нудить себя и по крайней мере не препятствовать вседействию в нас спасительной благодати Божией.