1 января (14 января по новому стилю) — Обрезание Господне. Великий праздник в Православной Церкви Христовой. «Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как — то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько.
При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.
Ему даже времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.
А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почившего 1 января; — торжество ему тоже ослабляет Обрезание.
А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание.
Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев.
Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему.
В чем же дело? Не пропускаем ли мы его?» - такие вопросы задает в своей статье «День Обрезания Господня» митрополит Вениамин (Федченков), а главное дает на них ответы и раскрывает перед читателем значимость и значение празднуемого события.
В нашей Михайло-Афонской обители вечером 13 января состоялось праздничное Всенощное бдение, которое возглавил игумен Герасим. Было совершено благословения хлебов и раздача их верующим после помазания елеем. В сам же день праздника 14 января в Свято-Троицком храме была совершена Божественная Литургия по чину святителя Василия Великого, память которого Церковь празднует в этот день. Божественную Литургию возглавил наместник монастыря игумен Герасим.
В нашем монастыре находится икона Святителя Василия Великого с частичкой его святых мощей, которая и была представлена для поклонения верующих в эти праздничные дни на центральном аналое Свято-Троицкого храма.
После Божественной Литургии игумен Герасим обратился с речью-воззванием к паломникам и братии монастыря, в которой говорил о высоком призвании христианина; о том, что должно соответствовать носимому имени; соблюдать внешний устав Церкви, что выражается в соблюдении постов, посещении богослужения, непременного участия в Таинствах Исповеди и Причащения Тела и Крови Христовой; предостерегал батюшка и от того, чтобы исполнение внешних обрядов не сделалось для христианина самоцелью, ведь и пост и молитва и коленопреклонения - это лишь средства для достижения цели, которую преподобный Серафим Саровский выразил словами "стяжать благодать Духа Святаго". В заключение батюшка Герасим поздравил всех с наступившим Новым Годом и призвал живущих нерадиво и беспечно к ревности о спасении и богоугождении, подвизающихся - подвизаться законно и не ослабевать на сем пути, и призвал Божие благословение на все наши благие начинания.