Великий Пост
Храмы и природа монастыря Свято-Михайло-Афонский монастырь Храмы и природа монастыря
  • 1877-2012
  • Главная
  • Братия
  • История
  • Фото
  • Видео
  • 135 лет
email mihailov-monastir
@yandex.ru
phone8-928-466-03-58
отец Михаил
СМАП. Новости
Добавлено: 28.02.2012г.

Великий Пост

Фото 01Весь жизненный процесс нашей обители плавно влился в благодатное время Великого Поста.

Первую седмицу Великого Поста вся братия монастыря во главе с наместником обители игуменом Герасимом, не только присутствует, но и участвует во всех богослужениях.

Великий Пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

Святитель Василий Великий

Фото 02Эти слова святителя прямо указывают, для чего нам нужен пост, важность, в первую очередь, его духовного смысла. Для православных людей смысл поста должен заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком, покаянии, осознании своей греховности, самопознании и борьбе со страстями. "Расторгнем всякий союз неправды" - призывают нас в эти дни церковные песнопения. "Если мы воздерживаемся от мяса, но «поедаем» своих ближних, это насмешка над постом", - говорит святоотеческая мудрость. Именно время Великого Поста очень хорошо показывает нам нашу слабость, слабость, которая выражается в нашей полной зависимости от страстей и пороков. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: "Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…". Вот то, куда мы должны направить наши силы в пост. "Весной покаяния" называем мы великопостное время.

Фото 03Первая великопостная неделя (седмица) - наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению священника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.

Фото 04Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества "в стране чуждей" по "путям погибели", Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" Призываем всех, у кого есть такая возможность не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. А в эту среду чтение канона на Великом повечерии возглавит Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон Епископ Майкопский и Адыгейский.

Фото 05В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

Фото 06В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Помните, что говорили наши иерархи: Время Великого поста дано для того, чтобы мы покаялись во всех совершенных грехах, испросили прощения у Бога, примирились и начали новую жизнь, ведь покаяние – это не только раскаяние в содеянном, но и перемена образа мыслей и образа жизни. Ступая по великопостному пути, каждый христианин должен стремиться изменить себя и свой образ жизни, стараться преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, сосредоточиться на молитве и покаянии. Путь покаяния ведет нас к Царствию Небесному. Пост не является целью, а только средством к достижению главного: единства со Христом, которое невозможно без преодоления эгоизма и стяжания любви к ближнему.

Все новости

Материалы раздела