Добавлено: 28.02.2012г.
Великий Пост
Весь жизненный процесс нашей обители плавно влился в благодатное время Великого Поста.
Первую седмицу Великого Поста вся братия монастыря во главе с наместником обители игуменом Герасимом, не только присутствует, но и участвует во всех богослужениях.
Великий Пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
«Истинный пост есть устранение от злых дел»
Святитель Василий Великий
Эти слова святителя прямо указывают, для чего нам нужен пост, важность, в первую очередь, его духовного смысла. Для православных людей смысл поста должен заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком, покаянии, осознании своей греховности, самопознании и борьбе со страстями. "Расторгнем всякий союз неправды" - призывают нас в эти дни церковные песнопения. "Если мы воздерживаемся от мяса, но «поедаем» своих ближних, это насмешка над постом", - говорит святоотеческая мудрость. Именно время Великого Поста очень хорошо показывает нам нашу слабость, слабость, которая выражается в нашей полной зависимости от страстей и пороков. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: "Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…". Вот то, куда мы должны направить наши силы в пост. "Весной покаяния" называем мы великопостное время.
Первая великопостная неделя (седмица) - наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению священника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества "в стране чуждей" по "путям погибели", Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" Призываем всех, у кого есть такая возможность не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. А в эту среду чтение канона на Великом повечерии возглавит Его Преосвященство Преосвященнейший Тихон Епископ Майкопский и Адыгейский.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.
Помните, что говорили наши иерархи: Время Великого поста дано для того, чтобы мы покаялись во всех совершенных грехах, испросили прощения у Бога, примирились и начали новую жизнь, ведь покаяние – это не только раскаяние в содеянном, но и перемена образа мыслей и образа жизни. Ступая по великопостному пути, каждый христианин должен стремиться изменить себя и свой образ жизни, стараться преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, сосредоточиться на молитве и покаянии. Путь покаяния ведет нас к Царствию Небесному. Пост не является целью, а только средством к достижению главного: единства со Христом, которое невозможно без преодоления эгоизма и стяжания любви к ближнему.