Добавлено: 22.02.2015г.
Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания.
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой –
Бог не примет тебя»
Преподобный Ефрем Сирин
Сегодня 22 февраля 2015 года в последнее воскресенье перед Великим постом в Свято-Троицком храме нашей обители за Божественной Литургией, которую возглавил игумен Герасим прозвучали слова Евангелия «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
А уже сегодня вечером мы собирёмся в святом храме для того, чтобы испросить друг у друга прощения в наших согрешениях и нанесенных друг другу обидах. Ведь христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни, говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере евангельских заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение.
А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?
Есть два разных слова: «прости» и «извини». Часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, я постараюсь исправиться, оправдай меня в своих глазах. Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — оправдать и принять.
В проповеди батюшка Герасим обратил внимание и на то, что пост — это время покаяния, время плача о грехах своих и, вместе с тем, время духовной радости. И здесь нет противоречия. Ведь чрез покаяние Господь освящает души, освобождает их от плена страстей; очищает сердца от злобы, гнева, раздражительности; исправляет и очищает ум от ложных понятий, утверждает в истине. Но что-бы эти изменения произошли необходимо пройти пост, и пройти его правильно, иначе можно получить противоположные результаты.
Воспоминание Адамова изгнания.
Ниже приведены слова святителя Феофана Затворника.
«Вспомни, откуда ты ниспал»! Так говорит Господь Ангелу Ефесской Церкви в Откровении Иоанна Богослова. Но помяни не легкомысленно и равнодушно, а так, чтобы в этом найти побуждение к покаянию и возвращению на прежние добрые дела. «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Апок.2:5). Вот эту заповедь следовало бы внушать непрестанно всякому человеку и всему человечеству падшему. Поминай первобытное блаженство первозданных, великое и неописанное, потерянное через падение, и тем раздражай в себе ревность и заботу к восстанию и возвращению себе потерянного. Так больной, поминая о приятном состоянии здоровья, усерднее желает выздоровления; пленный, помня отраду свободы, ищет освобождения; обедневший, помня покой довольства, всякие употребляет способы к тому, чтобы снова обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного беспечного и нерадивого в своем спасении, если бы не оскудевала память: как хорошо было до падения и как худо стало по падении!
Конечно, память сия могла бы ввергать в отчаяние, если бы у нас не было под руками средств к тому, чтобы поправить свое состояние. Но вот попечительная благость Божия установила на земле образ восстания и приблизила его к нам, – образ восстания благонадежный, многими уже испытанный и показавший над ними дивную силу свою. В таком положении дело памятования о том, откуда ниспали мы, есть то же, что возбуждение жажды, когда перед глазами чистый источник воды, или возбуждение голода, когда перед глазами обильная трапеза. И вот намерение, с каким всякий год предлагается нам история падения прародителей, перед началом святого поста. Нам говорится через то: «Вспомните, каковы были вы прежде, какими стали теперь, и поревнуйте восстать! «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2Кор.6,2).
Но вот, будто наперекор Божиим о нас попечениям, из всех спасительных истин, мало поминаемых, меньше всего помнится наше падение, в лице прародителей. Как будто всему и быть так должно, как, есть. Жалости достойное забвение! Как, если бы царская дочь, будучи увлечена к низким делам и за то лишившись милости царя – отца и ниспадши в низкое состояние, до того обесчувствела, что забыла бы, что она не в своем месте и не в своем виде, было бы сие жалостно: и тем более, что и царский дом в виду, и способ умилостивления царя есть, и готовность царя опять принять дочь свою и возвратить ей все – известна и объявлена; в таком точно положении наша душа, созданная по образу и подобию Божию, когда она не содержит в мысли своей, какова была она первоначально и какою стала теперь, и не хочет воспользоваться дарованными ей средствами к возвращению в первое достоинство. Была она поставлена в свете ведения, а теперь окружена мраком неведения, сомнения и заблуждений. Была она исполнена мира помыслов, желаний и совести, а теперь в ней борьба помыслов с желаниями, помыслов же и желаний с совестью, борьба, от которой рана за раною. Был в ней сладкий покой и полное довольство, а теперь одна страсть за другою поражают сердце, в то самое время как удовлетворением страсти ожидает она достать себе самоуслаждение. От сего внутреннего нестроения и внешние горести, нужды, болезни, неудачи, нестроения. Это ли рай сладости, в котором следует быть тебе, душа, по роду твоему и назначению? Помяни же, откуда ниспала ты, и покайся! Неестественность настоящего нашего положения должен бы, кажется, чувствовать каждый, бедствуя целую жизнь и испытывая всякого рода неудобства и лишения; между тем бывает не то. Иные так сродняются со своим положением в падении, что и помышления не имеют о том, что сему не следовало бы быть, доказывают даже, что иначе и быть не должно. Какая жалость!
Жалки все, не чувствующие падения и не ищущие восстания. Тем больше жалки христиане и те, которые живут перед лицом христианства. Перед нами – дом спасения, и мы в нем причащались уже целительных сил, действующих в нем; жалко, если мы вышли из него, вкусив яств, сгубивших нас. Но еще более жалко, если, стоя вне, равнодушно смотрим на потерю и в беспечности не порываемся снова войти внутрь и насладиться тамошних благ: Будите же, братия, души свои, если они уснули. Будите, говоря: «Восстань, спящая и заморенная в грехах душа, восстань, и освятит тебя Христос! Была уже ты освящаема и знаешь, как велико блаженство освященных! Поревнуй снова о том же, и – восстань! «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!»…