Храмы и природа монастыря Свято-Михайло-Афонский монастырь Храмы и природа монастыря
  • 1877-2012
  • Главная
  • Братия
  • История
  • Фото
  • Видео
  • 135 лет
email mihailov-monastir
@yandex.ru
phone8-928-466-03-58
отец Михаил
СМАП. Новости
Добавлено: 22.03.2015г.

Страдания святых 40-ка мучеников Севастийских.

«Претерпевый же до конца, той спасен будет»

От Матфея 10: 22.
Страдания святых 40-ка мучеников Севастийских.

Сегодня 22 марта 2015 года в день празднования памяти страдания святых сорока мучеников Севастийских, который в этом году совпал и с четвёртым воскресным днем Великого Поста - преподобного Иаонна Лествичника, в Свято-Михайло-Афонской пустыне была совершена праздничная Божественная Литургия Василия Великого. Она прошла в храме Святой Троицы, возглавил богослужение наместник монастыря игумен Герасим, ему сослужили духовенство монастыря с братией.

Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии.

В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В то время (около 313 года) в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом находились воины числом сорок, из Каппадокийской области (Малая Азия), которые составляли особенно-почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым мужеством, всегда непобедимую в делах ратных. Агриколай сначала лестью пытался склонить их к идольскому жертвоприношению, предлагая им славу и богатство. Но войны безбоязненно и твердо отвечали: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтобы отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Ненавидим дар, который влечет за собою вред; не принимаем чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, отнимающие неувядаемую славу. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Желаем одного дара - венцов правды; стремимся к одной славе - к славе в Царстве Небесном». Ничего не добившись, Агриколай заключил 40 воинов в темницу и ждал приезда правителя области Лисия для совершения суда над войнами, отказавшимся поклонится идолам. В темнице будущие мученики услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

По приезду Лисия состоялся суд и допрос, воины же остались непреклонны, говоря: «Делайте с нами, что хотите; мы – христиане и поклониться идолам не согласны».

Тогда мучители приказали связать четыредесятницу святых воинов и влечь их к многоводному озеру, которое находилось близ города Севастии. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе; время клонилось уже к вечеру. Святые воины обнаженные поставлены были среди замерзшего озера на всю ночь, а для наблюдения за ними приставлена была стража с начальником темницы во главе. Для обольщения же святых ратоборцев была устроена близ озера тёплая баня, манившая к себе осужденных терпеть лютой холод и обещавшая скорую помощь тому из сорокочисленной дружины, кто, изнемогая от мороза, склонился бы к идолослужению и пожелал бы, выбежав из воды, согреться.

Мученики же укрепляли себя словами: «Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Недолго потерпим, и нас согреет патриархово лоно. За одну ночь выменяем себе целый век. Пусть горит нога, только бы непрестанно ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее Владыке! Сколько наших братьев-воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному?».

Но всё же, в первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво.

Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный именем Аглаий. Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим в третьем часу ночи святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших охранников, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин. Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу: «Господи Боже! В Тебя я верую, в Которого и сии веруют. Причти меня к числу их и сподоби пострадать с сими рабами Твоими; да буду и я, пройдя подвиг испытания, достоин Тебя», – и стало таким образом опять совершенное число святых мучеников сорок. Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей. Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца: «Сын мой сладчайший! потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе!».

Святые мученики, претерпевая, как презренные злодеи, страшные муки от сокрушения голеней и не ослабевая в ревности, в предсмертные минуты с духовным веселием взывали: «Душа наша яко птица избавися от сети ловящих; сеть сокрушися и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.123:7-8).

И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами. Когда же мученик несомый матерью испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» (Пс.33:21), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему: «Приди ночью и изнеси нас из реки».

Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире.

Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Все новости